+996 (312) 59-55-60, 91-03-76

ПАРАГРАФ

10 января 2017 г.

Миссия наблюдателей от СНГ: Референдум по внесению изменений в Конституцию Кыргызстана прошел в свободной и открытой атмосфере

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств считает, что референдум по внесению изменений в Конституцию Кыргызстана 11 декабря 2016 года прошел в свободной и открытой атмосфере. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, комиссии по проведению референдума предоставили гражданам возможность свободного волеизъявления.

Как говорится в отчете миссии, голосование проходило в спокойной обстановке. Наблюдая за его ходом и подсчетом голосов, члены миссии отмечают, что данные процедуры проводились в рамках закона.

В состав миссии вошли 66 наблюдателей – представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Эксперты провели анализ законодательства, регулирующего проведение референдума. По их мнению, оно содержит гарантии свободного и открытого всенародного голосования, предусматривает общественный контроль этапов его подготовки и проведения.

В соответствии с законом ЦИК признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 30% граждан, внесенных в список участников референдума.

Вопрос, вынесенный на всенародное голосование принимается, если за него проголосовало более половины граждан республики, принявших участие в голосовании.

Подготовку и проведение референдума осуществляли Центральная избирательная комиссия, 54 территориальных избирательных комиссии по выборам и проведению референдумов (территориальные комиссии, ТИК) и 2365 участковых избирательных комиссий по выборам и проведению референдумов (участковые комиссии, УИК), в том числе 35 за рубежом.

На референдуме были использованы современные технологии — идентификация граждан по биометрическим данным и автоматический подсчет голосов с использованием автоматически считывающих урн, которые исключали возможность голосования за другого участника референдума и обеспечивали достоверность учета голосов граждан. Использование этих технологий, по мнению миссии, сделало процесс всенародного голосования прозрачным, повысило доверие граждан страны к его результатам.

Центральная комиссия планомерно и последовательно вела организационно-практическую работу по подготовке и проведению референдума. В целях обеспечения организованного проведения референдума для членов ТИК и УИК были организованы тренинги, на которых разъяснялись процедуры проведения референдума, уточнения списка участников референдума, навыки по использованию автоматически считывающих урн, подсчету и обработке данных о результатах голосования. Обучение проходило в три этапа с участием членов ЦИК, экспертов в области избирательного законодательства. Всего по республике было проведено 792 тренинга.

На всенародном голосовании в список участников референдума включались граждане Кыргызской Республики, обладавшие на день голосования активным избирательным правом и прошедшие биометрическую регистрацию. Списки формировались Государственной регистрационной службой (ГРС) на основе данных, содержащихся в Едином государственном реестре населения, с учетом границ избирательных участков. Граждане, не прошедшие биометрическую регистрацию, могли пройти эту процедуру в органах ГРС по месту жительства.

В день референдума имели право голосовать более 2,8 млн граждан, включенных в списки участников референдума.

По мнению миссии, проведенная работа по составлению и уточнению списков участников референдума предоставляла гражданам, имеющим право голоса, возможность принять участие в голосовании.

В день референдума наблюдатели от СНГ посетили 583 участка. Присутствовали при их открытии, наблюдали за процессом голосования и подведением участковыми комиссиями его итогов.

Для участников референдума, которые по состоянию здоровья или по другим причинам не имели возможности прибыть в помещение для голосования, по их письменному заявлению члены УИК организовывали голосование накануне дня референдума в месте пребывания таких избирателей.

Участие в референдуме могли принять граждане, включенные в списки по данному участку референдума, после прохождения идентификации по отпечаткам пальцев.

В отдельных случаях, когда сканирование отпечатков пальцев не позволяло идентифицировать участников референдума, в соответствии с постановлением ЦИК применялся альтернативный порядок допуска к голосованию путем идентификации по персональным данным (персональный идентификационный номер), фотографии.

Голосование проводилось в оснащенных для этих целей помещениях, обеспеченных необходимым оборудованием (сканерами отпечатков пальцев, компьютерами, термопринтерами, автоматически считывающими урнами, резервными источниками электропитания) и материалами.

По мнению миссии, голосование проходило в спокойной обстановке. Наблюдая за его ходом и подсчетом голосов, члены миссии отмечают, что данные процедуры проводились в рамках закона.

www.akipress.org

Обратная связь
Бесплатная демонстрация ИС Параграф
Купить ИС Параграф